Спрос на автомобили не объясняет валютного дефицита

Ажиотаж, связанный с легковыми автомобилями, – существенная, но отнюдь не главная причина возникшего в Беларуси валютного дефицита.

Напомним, 5 апреля Лукашенко заявил, что ажиотаж на валютном рынке пройдет после повышения таможенных пошлин на автомобили с 1 июля.

«Конечно, нас очень сильно подкосил ажиотаж с автомобилями. Мы посмотрели - там больше миллиарда. Были даже предложения ввести сейчас эту пошлину. Но это удар по людям, зачем же уже своих людей давить?» - заявил Лукашенко, видимо, имея ввиду, что 4-кратный рост таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц в Беларуси с 1 июля вызвал естественное желание белорусов прикупить пока еще относительно дешевые авто.

Насколько валютный ажиотаж связан с повышенным спросом на иномарки, "Ежедневник" поинтересовался у экономиста, одного из основателей белорусского Института приватизации и менеджмента Павла ДАНЕЙКО.

- Спрос на валюту в Беларуси вырос из-за отрицательного сальдо торгового баланса. Потому что Беларусь больше потребляет, чем продает. Активность же на рынке автомобилей может лишь поспособствовать росту спроса на валюту. Но основной его причиной не является. Это один из факторов, способствующий валютному дефициту.

- Пройдет ли ажиотаж на валютном рынке после повышения пошлин на автомобили?

- Если снизится спрос на автомобили, то спрос на валюту на автомобильном рынке уменьшится. Но ведь этот фактор не изменит отрицательное сальдо в экономике.

- То есть для спада ажиотажа следует ждать привлечения кредитов?

- Если будут привлечены кредиты, то ситуацию удастся нормализовать. На на какой срок - кто знает?

- А удастся ли благодаря государственным заимствованиям упразднить множественность курсов белорусского рубля или ее захотят сохранить?

- Я думаю, все понимают вредоносность множественности курсов. Поэтому правительство будет пытаться сохранить один курс. Сейчас задача властей - удержать курс белорусского рубля.

Источник: ex-Press